Окна и подоконники из глубины веков до наших дней
В давние времена дома строились без всяких дополнительных элементов у окон. Во многих странах даже само понятие окна появилось сравнительно поздно. Дома с окнами стали строить на территории теплых стран. Там не существовало проблем с отоплением, так как не было столь сильных холодов, как у нас.
В древних Афинах строили дома с небольшими окнами, которые от ветра прикрывались ставнями, а в теплое и светлое время суток закрывались тканью – некоторым подобием занавесок. В Риме окна закрывали ставни, располагаемые изнутри. Там и появились первые стекла, довольно мутные, но они уже могли пропускать солнечный свет, освещая пространство внутри помещений. Появление в Венеции технологии производства чистого и прозрачного стекла сделало переворот в домостроении. Стекло стоило очень дорого. Его защищали от повреждений толстыми и мощными рамами. Выплавка стекол не позволяла получать большие поверхности, поэтому рамы выполнялись под стекла малого формата.
Из Венеции стекло стало распространяться по миру. В Ватикане в начале VIII века появились красивые и светлые окна. Тогда же впервые и появились подоконники, они служили опорой для рам при установке и снятии осенью и весной. Особенность окон того периода заключалась в том, что окна больше напоминали бойницы, предназначенные для защиты от врага. Узкая часть окна была обращена на улицу, а широкая – внутрь помещения. Через такие окна удобно расстреливать из лука нападавших врагов.
Дальнейшее развитие окон и окружающих их предметов переместилось во Францию. Там при дворе Филиппа Красивого впервые на окна стали ставить цветы в горшках. Вот тогда и подоконника появилась ширина и глубина. Сравнительно небольшой набор комнатных цветов определил новый интерьер помещения. Теперь наличие живых цветов стало особым украшением. Подоконники стали расти вглубь, образуя целые оранжереи.
Понятий про то, что можно делать подоконники из искусственного камня еще даже не возникало. Вполне достаточно было мастеров, способных из поделочного гранита или мрамора изготовить мощные и массивные подоконники. Англия долгое время вела внутренние войны, в которых прочность стен определяла многое. Там цветами особо не занимались. Но наличие перед окном широкой и глубокой доски позволяло арбалетчику расставить локти, чтобы вести прицельный огонь по врагу. Поэтому функциональное назначение подоконника определялось как опора для локтей стрелка.
Россия долгое время строила дома, окна которых закрывалось бычьим пузырем, а зимой – сеном или подушками. Появление стекла также привело к необходимости формирования пространства около окна. У Ивана Калиты появилось заморское растение столетник, сок которого он использовал для оздоровления – просто добавлял в спиртное. Вот для этих растений в горшках он и велел создать подоконники на окнах. Другие князья посмеивались над Иваном Калитой, но сами переустраивали свои окна, чтобы тоже посадить алоэ, росточки которого им щедро раздаривались.
Жизнь текла своим чередом, в период правления самой непонятной царицы – Анны Иоанновны в Петербурге, а позднее в Москве стали строить целые архитектурные сооружения у окна, создавая мощные и широкие подоконники. Они стали резными из липы, а позднее и других пород дерева. Их покрывали лаками и красками. Пришедшая позже Екатерина Великая требовала устраивать под окнами небольшие оранжереи, украшавшие ее комнаты. Появилась должность при дворе – подоконный мастер, выполнявший несколько видов работ по изготовлению подоконников и их обслуживанию.
Появление в середине XIX века новых систем для поддержания микроклимата внутри помещений – парового отопления резко изменило функции подоконника. Он стал отсекать холодный воздух от окна, распределять тепло от нагревательных приборов по всему помещению. В Московских домах с паровым отоплением довольно неприглядные трубы отопления стали прятать в специальные короба с отверстиями для выхода теплого воздуха от нагревателя. Тогда решетки стали делать с тонкой резьбой, которая дополнительно украшала вид окна, придавая ему изысканность и особую законченность.
В домах сталинской эпохи стены строились толщиной до 80…90 см. От рам до внутреннего края стены пространство перекрывалось широкими досками. И.В. Сталин любил подолгу стоять у окна, опираясь локтями на подоконник. О чем он думал, стоя у окна и раскуривая свою трубку, неизвестно.
Современные подоконники, как и раньше, делают из древесины, появились отличные пластиковые подоконные доски. Технологии не стоят на месте. Теперь можно устраивать подоконники из искусственного камня, которые невозможно отличить от натурального камня. Они придают помещению совершенно иной вид, формируют особый уют и интерьер внутри помещения. На этих подоконниках можно разместить, что угодно. Можно ничего и не ставить. Их вид придает помещению оригинальный и весьма привлекательный вид.