Метизная продукция: "наши" производители на "нашем" рынке
Метизы - популярная и востребованная продукция на российском рынке. Однако кризис 2008/2009 года внес серьезные изменения в поведение его основных игроков, к которым, прежде всего, следует отнести холдинги «Северсталь-метиз», «Мечел» и «ММК-Метиз».
Именно эти три холдинга, известные далеко за пределами нашей страны, определяют лицо метизной промышленности России, которое нельзя назвать идеальным, но, тем не менее, можно считать достаточно серьезным. Да, некоторые ниши эти крупные производители метизной продукции, по существу, сдали (например, сегмент крепежа общего назначения, частного строительства) менее крупным производителям, а также китайским метизникам, однако в таких принципиальных сегментах отечественного рынка, как автоиндустрия, судостроение, машиностроение, они вполне конкурентоспособны и конкурируют за клиента с производителями из Украины, Белоруссии, а также европейских стран, которые производят исключительно качественную, но, тем не менее, более дорогую метизную продукцию.
Такая ориентация основных российских производителей метизов связана с их «генетикой». Все предприятия, входящие в состав перечисленных выше холдингов, создавались еще во времена советской плановой экономики и занимали строго определенную нишу в народном хозяйстве страны, которая и послужила основой их рыночного поведения и ориентации в новую эпоху. Так, например, в состав «Северсталь-метиз» входят такие известные ранее предприятия, как Череповецкий и Орловский сталепрокатные заводы, бывшие на хорошем счету и в советские времена.
Однако ориентироваться только на российский рынок наши производители не имеют возможности ввиду его узости и жесткой конкуренции друг с другом и производителями из стран СНГ и дальнего зарубежья. Поэтому, несмотря на то что отечественный рынок они провозглашают своим приоритетом, примерно 50-60% продукции отправляется ими на экспорт. Там из-за своей невысокой цены и приемлемого качества метизная продукция наших ведущих предприятий оказывается достаточно конкурентоспособной, даже несмотря на протекционистские меры (типа buy American), предпринимаемые рядом государств, защищающих свои рынки от российской продукции. Однако точно оценить сегодняшний экспортный потенциал предприятий довольно трудно, так как россияне не раскрывают информацию по экспорту и своим, оставляя даже отраслевых экспертов выносить вероятностные суждения по его поводу. Отметим, что у российских экспортеров есть и свои активы за рубежом. Так, «Мечел» имеет активы в Литве и Румынии, а в Италии, Великобритании и на Украине располагает собственными активами «Северсталь-метиз».
В 2009 году все крупнейшие российские производители показали падение объемов производства и затоваривание складов, принадлежащих компаниям, товарной продукцией. В частности, не очень хорошо продавались гвозди, проволока, сварная сетка, калиброванная сталь, гайки, канаты, железнодорожный крепеж. Тем не менее оживление в этом году российского автопрома и машиностроения, а также расширение зарубежных рынков оставляют надежду, что российские производители метизной продукции выйдут из кризиса сильными и обновленными.